Online Information Review

 

Исследование Шломит Хадад (Shlomit Hadad) и Ноа Аарони (Noa Aharony) «Факторы, влияющие на публикации исследователей в открытом доступе: независимое решение или замкнутый круг самоубеждения?» (Factors influencing researchers to publish in open-access: Is it a self-decision or a self-reinforcing cycle?) посвящено восприятию ученых, их установкам и осведомленности о научных публикациях в журналах и репозиториях открытого доступа (ОД).

Исследование основано на модели единой теории принятия и использования технологии (United theory of acceptance and use of technology, UTAUT). Для выявления соотношения факторов, влияющих на решение публиковаться в журналах и репозиториях открытого доступа, специально разработанная анкета была распространена среди 202 ученых, представляющих университеты, колледжи и научно-исследовательские институты Израиля. Выстроенная эмпирическая модель подтвердила опосредование в форме поведенческого намерения (ПН) связи между восприятием учеными публикации своих работ в открытом доступе и реальной публикацией. Поведенческое намерение может быть реализовано в самостоятельно принятом решении исследователя публиковаться в открытом доступе. Кроме того, публикация в открытом доступе по той или иной модели зависит не только от позитивного отношения к ОД и установок, ожиданий результативности и социального воздействия, опосредованных в поведенческих намерениях, но также от условий поддержки ученого, принадлежности дисциплины к комплексу точных и технических наук (STEM), что в целом подталкивает ученого к добровольной публикации по «зеленой» или «золотой» модели открытого доступа.

Результаты исследования позволяют предложить эффективную модель принятия решения о публикации в открытом доступе и наметить целостную картину принятия и использования возможности публикации научной работы в открытом доступе.

  

УДК: 025:002.1-021.314 + 001.83:316.628

ГРНТИ: 15.21.45; 04.51.47

DOI: 10.1108/OIR-01-2022-0014

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-01-2022-0014/full/html

В очередном номере журнала опубликована статья Нушрат Хан (Nushrat Khan), Майка Телуолла (Mike Thelwall) и Кайвана Коуши (Kayvan Kousha) «Обмен данными и их многократное использование в различных научных дисциплинах и пути совершенствования данной практики» (Data sharing and reuse practices: disciplinary differences and improvements needed). В целях исследования была проанализирована случайная выборка публикаций 2018-2019 гг. по 20 дисциплинам по классификации базы данных Scopus, а также проведено анкетирование их авторов. Из 3257 полученных откликов стало очевидно, что тенденция к обмену данными и их многократному использованию продолжает расти, при этом она не вполне устоялась в каждой из предметных областей и более выражена в практике более опытных ученых и исследователей. Систематический обмен данными онлайн и тип востребованных данных — характеристики, существенно разнящиеся в зависимости от предметной области. Несмотря на то, что использование институциональных репозиториев и репозиториев на журнальных платформах для обмена данными растет, для этого используются также личные веб-сайты ученых. Наиболее часто данные используют, объединяя различные массивы в поисках решений новых исследовательских задач. Четкое документирование, открытость и информирование о возможности использования данных — важные условия обнаружения таких массивов. Однако в большинстве дисциплин поиск данных для повторного использования ученым дается нелегко. Опираясь на отклики исследователей, авторы формулируют 23 рекомендации, которые будут способствовать распространению практики обмена данными и их многократного использования, в том числе, совершенствование доступа к данным и их пригодности, правильно оформленное цитирование, новые поисковые возможности, изменения в культуре и политике в научных дисциплинах, способствующие повышению осведомленности и принятию данной практики. В исследовании использованы данные предшествующих ему опросов и намечены новые направления совершенствования политики, методической поддержки и программ обучения в данной сфере.

  

УДК: 001.103

ГРНТИ: 20.21.15

DOI: 10.1108/OIR-08-2021-0423

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/OIR-08-2021-0423/full/html