Journal of Academic Librarianship

 

В статье «Образ пользователя современного библиотечного веб-сайта» (Modern impressions: Getting to know your library website users) Робин Натон (Robin Naughton) представляет исследовательский проект, осуществленный библиотекой Колледжа Квинса, входящего в систему Городского университета Нью-Йорка. Веб-сайты университетских библиотек призваны обслуживать различные группы пользователей (студентов, профессорского-преподавательский состав, сотрудников, руководителей, выпускников и т.д.). Их потребности связаны с интеллектуальной деятельностью — научными исследованиями, преподаванием, обучением, управлением. При этом веб-сайт должен быть дружественным пользователю, ценным и информативным. Несмотря на неоднократное обновление веб-сайта библиотеки Колледжа Квинса, формальное изучение сайта и его пользовательской аудитории не было произведено ни разу. В данном проекте реализована идея ориентированного на пользователя проектирования — концепция, рассматривающая пользователя как важный элемент процессов проектирования и развития веб-сайтов. Была применен метод триангуляции, включавший в себя опросы пользователей, их интервью и анализ веб-сайта. Необходимо было получить ответы на следующие вопросы: что известно о пользователях библиотеки Колледжа Квинса? Каким образом в настоящее время они используют веб-сайт? Как это знание может улучшить пользовательский опыт?

Результаты исследования показали, что большинству пользователей веб-сайт библиотеки нравится, а его контент они считают ценным для целей образования и науки, однако при этом дизайн сайта им представляется устаревшим (несовременным), часть контента — нелогичной, но главными для всех являются проблемы доступа. По результатам исследования представлены рекомендации по перепроектированию веб-сайта, которые помогут библиотекам данного типа лучше понять пользователей и их потребности, и на этой основе проектировать и развивать свои веб-сайты. Рекомендации основаны на данных, полученных от пользователей, а также на информации о проблемах, идеях и опыте обращения к веб-сайту. Опираясь на известный тезис о том, что веб-сайты библиотек существуют для их читателей, а не библиотекарей, автор утверждает, что ориентированное на пользователя перепроектирование веб-сайта может происходить постепенно, без радикальных изменений пользовательского опыта.

  

УДК: 004.774:027.7

ГРНТИ: 13.31.19; 19.31

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102675

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0099133323000149?via%3Dihub

В статье Сары Трайбелхорн (Sarah K. Tribelhorn) «Предварительное исследование осведомленности об устойчивости и деятельности в этом направлении университетских библиотек США» (Preliminary Investigation of Sustainability Awareness and Activities among Academic Libraries in the United States) рассматривается вопрос об осведомленности университетских библиотек США о целях устойчивого развития и возможности оценки их деятельности в этой области. Автор уточняет, что означает «устойчивость» в отношении библиотек, в частности, университетских библиотек. Она анализирует также, каким образом применение инструментов оценки и ключевых показателей эффективности может способствовать усилиям по достижению устойчивости в библиотеках данного типа. Американская библиотечная ассоциация и ряд других ассоциаций декларируют принципы устойчивости как базовую ценность и разрабатывают соответствующую политику и направления их реализации. Однако сложность концепции чаще всего позволяет библиотеке реализовывать лишь отдельные принципы устойчивости (такие как социальное равенство, экономическая эффективность, информационная грамотность, качественное образование, экологическое лидерство) вне их взаимодействия с другими. Описываются инструменты, позволяющие оценить то или иное направление «устойчивой» деятельности университетских библиотек. Такие инструменты разработаны, например, в рамках Инициативы по развитию устойчивых библиотек, а также программы экологической сертификации LEED (Leadership in Energy and Environmental Design – лидерство в энергоэффективности и экологическом проектировании). Система LEED разработана Советом по экологическому строительству США (United States Green Building Council). Для академических библиотек направлениями оценки при сертификации являются несколько характеристик: вовлеченность в жизнь кампуса, вовлеченность сообщества, социальное благополучие и стабильность, финансовая устойчивость, фонды и сервисы, рациональное использование ресурсов окружающей среды. Повестка Целей устойчивого развития, предложенная ООН, также дает библиотекам некоторые инструменты оценки. Кроме того, разработана модель оценки устойчивости в области библиотечно-информационных дисциплин, охватывающая такие направления, как структура управления, сохранение окружающей среды, социальные, экономические и культурные аспекты деятельности с учетом эффективности финансирования, образования, коммуникации, руководства и обеспечения равенства. Также есть возможность использовать метрики таких известных моделей, как Интегрированная система данных о третичном образовании (Integrated Postsecondary Education Data System, IPEDS), анкета Ассоциации университетских и научных библиотек (Association of College and Research Libraries, ACRL) и стандарты ACRL для библиотек системы высшего образования. Таким образом, существует целый пул инструментов, позволяющий оценивать деятельность библиотек в области устойчивого развития.

Автор представляет результаты опроса, освещающего осведомленность библиотекарей о возможности оценки деятельности университетских библиотек в области устойчивого развития. Несмотря на весьма ограниченный отклик, результаты опроса показали, что немногие библиотеки имеют целостное представление о принципах устойчивости или применяют какие-либо инструменты оценки своей деятельности в этом направлении; зачастую эта работа лишена руководящего начала. Решение этих задач лежит в принятии библиотеками принципов устойчивости, разработке последовательной процедуры и инструментария оценки, воспитании культуры устойчивого развития.

  

УДК: 027.7(73): 502.131.1 + 021.1

ГРНТИ: 13.31.15

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102661

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S009913332200177X

Коллектив авторов — Кэтрин Хоуэлл (Katherine Howell), Сара Маккаслин (Sara McCaslin) и Лора Деланси (Laura DeLancey) - опубликовал статью «Библиотеки и живые учебные сообщества: поиск стратегий взаимодействия и разработки программ» (Libraries and Living Learning Communities: Exploring strategies for outreach and programming). «Живые учебные сообщества» — в данном случае, группы студентов-первокурсников [проживающих в общежитиях], объединенных общностью академических интересов и социальной идентичности. Подобные студенческие объединения являются чрезвычайно эффективными с точки зрения образовательных практик, социализации и вовлеченности в учебный процесс студентов, не имевших ранее полноценного доступа к образовательным услугам. Такие группы функционируют в образовательном пространстве, и их взаимодействие с библиотекой представляется абсолютно закономерным. Поскольку большинство публикаций, посвященных этой теме, относится к уже довольно далекому прошлому (10 лет и более), авторы задались вопросом об эффективности такого партнерства в сегодняшнем мире. Ими проведен опрос библиотекарей университетских библиотек Северной Америки. Вопросы для анкеты были разработаны на основе авторского опыта взаимодействия со студенческими сообществами, а также с привлечением других научных публикаций. В анкету были включены вопросы, предлагающие варианты ответа с опцией «другое», вопросы типа «да-нет», оценку по пятибалльной шкале Ликерта, а также с возможностью свободной формулировки ответа. Авторы обнаружили, что взаимодействие библиотек со студенческими сообществами реализуется во многих вузах, прежде всего, в форме обучения и библиотечного обслуживания. Результаты опроса показали, что библиотекари положительно оценивают эту деятельность, однако считают ее трудозатратной, поэтому целесообразность ее должна оцениваться каждым вузом индивидуально. Там же, где она реализуется, она должна восприниматься как еще один способ доказательства ценности и влияния библиотеки в образовательной среде и за ее пределами. Авторы указывают на некоторые возможные направления дальнейших исследований в этой области.

  

УДК: 021.4 + 027.7:378.091.8

ГРНТИ: 13.31.21

DOI: 10.1016/j.acalib.2022.102657

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0099133322001732

В том же выпуске журнала опубликована статья Уильяма Джейкобса (William Jacobs) и Дэвида Хеллмана (David Hellman) «Не только показатель использования — стратегия отбора литературы в программах научного комплектования» (Beyond usage – Selection strategies for EBA programs). В контексте статьи, научное комплектование – модель приобретения монографий, в которой у библиотеки есть лицензия на доступ к обширному корпусу электронных книг на определённый период времени (обычно год). В конце этого срока библиотека приобретает в постоянное пользование некое количество заглавий за определённую сумму. При том, что существует достаточное количество публикаций о выборе источника научного комплектования с опорой на показатель использования в течение лицензионного периода, процессу принятия решений о приобретении постоянного доступа к монографиям в литературе уделяется недостаточно внимания. Анализ данных об использовании публикаций в Библиотеке Пола Леонарда Университета штата Калифорния в Сан-Франциско (США) показал, что использование монографий в рамках программ научного комплектования год от года существенно разнится, поэтому показатель за один год не обладает долгосрочной ценностью. По этой причине следует ориентироваться на другие факторы. В данном исследовании описана общая политика научного комплектования библиотеки и процесс разработки системы, которая позволяет комплектаторам вносить предложения о приобретении электронных книг по пяти различным программам комплектования через издательства JSTOR, Wiley, Taylor & Francis, Oxford и Springer, а также критерии, которыми они руководствуются в своем выборе. Такими критериями являются: стоимость в расчете на пользователя; использование одного документа; использование по главам; количество несвязанных между собой использований в течение определенного периода (обычно месяц) на уровне документа и глав; тематическое соответствие в зависимости от кампуса и программы обучения.

  

УДК: 025.21 + 025.2-028.27

ГРНТИ: 13.31.29

DOI: 10.1016/j.acalib.2023.102662

 

Источник:

https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0099133323000010?via%3Dihub