Library Management

 

В первом, сдвоенном номере журнала за 2023 г. Малгожата Федорович-Крушевска (Małgorzata Fedorowicz-Kruszewska) опубликовала статью «Зеленые библиотеки: барьеры на пути формирования концепции» (Green libraries: barriers to concept development). Автор пишет о том, что несмотря на то, что с 1990-х годов сформировался значительный корпус литературы, посвященный экологической составляющей в тематике устойчивого развития, а само библиотечное сообщество проявляет большую активность в области защиты окружающей среды, массив научно-исследовательских и профессиональных публикаций библиотечно-информационного профиля на эту тему увеличивается сравнительно медленно. Автор предпринимает попытку найти причины недостаточного интереса к проблеме зеленых библиотек в глобальном масштабе, для чего указывает на барьеры, лежащие на пути формирования концепции зеленых библиотек как в теоретической, так и практической плоскостях. Автор приходит к выводу о том, что барьерами на пути формирования концепции зеленых библиотек являются: неоднозначность определения «зеленые библиотеки», отсутствие рекомендаций для зеленых библиотек и критериев их оценки, недостаточно активное распространение идей экологического образования, отсутствие эффективных инструментов отслеживания продвижения к Целям устойчивого развития (ЦУР) в экологическом аспекте на национальном уровне, а также недостаточная интеграция экологической тематики в образовательные программы в высшем библиотечно-информационном образовании.

  

УДК: 502.131.1:02+37:502/504

ГРНТИ: 13.31.15; 87.01.45

DOI: 10.1108/LM-04-2022-0041

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-04-2022-0041/full/html

В том же номере опубликована статья Дженни Девайн (Jennie Devine) и Лео Эпплтона (Leo Appleton) «Экологическое образование в публичных библиотеках» (Environmental education in public libraries). Авторы анализируют опыт экологической работы образовательного характера, проводимой публичными библиотеками США. Цель исследования — разработка общих принципов организации экологического образования в публичных библиотеках. Применен качественный метод на основе опросов с последующими интервью специалистов данного типа библиотек, участвующих в образовательных экологических инициативах. Исследователям удалось определить, какие мероприятия с наибольшей вероятностью мотивируют читателей публичной библиотеки к активным действиям и изменению своего экологического поведения. На основании полученных результатов разработана концептуальная схема, учитывающая факторы успешной реализации экологических образовательных программ и мероприятий. К таким факторам авторы относят партнерские инициативы, инклюзивные, популяризаторские и практические мероприятия, включенные в более широкий контекст. Приводятся примеры эффективных мероприятий, предлагаются практические идеи и стратегии. Авторы отмечают, однако, что в фокус их внимания попали лишь те публичные библиотеки, которые участвуют в программах устойчивых сообществ Американской библиотечной ассоциации (ALA) и получили соответствующие гранты. Они утверждают также, что принятие концепции экологического образования и роль, которую могут играть в этой сфере публичные библиотеки, заставляют рассматривать устойчивое развитие как новый основополагающий принцип развития библиотечного дела, а также как область исследований в области библиотечно-информационных наук.

  

УДК: 027:502.131.1+37:502/504

ГРНТИ: 87.01.45, 87.01.39; 13.31.21, 13.31.15

DOI: 10.1108/LM-10-2022-0091

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-10-2022-0091/full/html

Коллектив авторов — Умэр Юсуф Паррай (Umer Yousuf Parray), Аасиф Мохаммад Хан (Aasif Mohammad Khan), Аасиф Ахмад Мир (Aasif Ahmad Mir) и Шахид Макбул Мир (Shahid Maqbool Mir) — опубликовал статью «Современное состояние репозиториев открытого доступа Индии и Китая: сравнительный анализ» (Unveiling the present status of open access repositories: a comparative analysis of India and China). Репозиторий открытого доступа — необходимый элемент в стратегии организации, стремящейся обеспечить присутствие и доступность продуктов своей интеллектуальной деятельности для глобального сообщества. Исследование посвящено анализу современного состояния репозиториев открытого доступа в Индии и Китае, различий и сходства различных характеристик и параметров. Для сбора исходной информации авторы обратились к британскому веб-сайту OpenDoar, на котором перечислены репозитории открытого доступа, существующие в мире. Поиск на сайте осуществляется по языковому стандарту, контенту и другим параметрам. Так, с использованием различных фильтров был сформирован перечень азиатских репозиториев с разбивкой по странам. Затем вручную осуществлен переход на веб-сайты каждого из индийских и китайских репозиториев для сбора метаданных (тип репозитория, используемое программное обеспечение, язык интерфейса, год создания, тематика, охват контента, использование репозиторием инструментов Web 2.0). Было обнаружено, что по количеству репозиториев Индия занимает 4-е место, а Китай — 5-е место среди азиатских стран, при этом полученные данные позволяют говорить о большем потенциале роста, существующем у Индии. Отмечается, что обе страны сосредоточены, главным образом, на развитии институциональных репозиториев с очень небольшим количеством специализированных научных, сводных и государственных репозиториев — поэтому создание таких хранилищ является насущной необходимостью. Большой популярностью пользуется программное обеспечение Dspace, а английский язык преобладает среди интерфейсных языков в обеих странах. Помимо этого, в обеих странах активно используются такие инструменты Web 2.0, как RSS 1.0, RSS 2.0 и Atom с весьма незначительным присутствием инструментов социальных сетей. Результаты исследования следует интерпретировать с осторожностью, так как сравнение двух стран производилось на основе лишь одного источника, а именно OpenDoar. Данное исследование будет полезно руководителям и чиновникам двух названных регионов, принимающим стратегические решения, поскольку оно рисует реальную картину и представляет конкретные характеристики репозиториев, что позволит принимать информированные решения и реализовывать политику зеленого открытого доступа.

  

УДК: 004.22.072.4.057.8(540+510)+004.738(540+510)

ГРНТИ: 13.31.19, 13.31.91

DOI: 10.1108/LM-09-2022-0084

 

Источник:

https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/LM-09-2022-0084/full/html